Чему обучают ребёнка в детском саду
Программа разрабатывается, утверждается и реализуется в дошкольном образовательном учреждении:
В соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) – Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г № 1155 (ред. от 08.112.2022) https://fgos.ru/fgos/fgos-do;
В соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования (ФОП ДО) – Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044
Цель Программы Разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Задачи Программы:
- Обеспечить единое содержание ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
- Приобщить детей к базовым ценностям российского народа — жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России, создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
- Структурировать содержание образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;
- Создать условия для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
- Обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- Обеспечить развитие физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
- Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
- Обеспечить достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Целевые ориентиры
Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, для каждого возрастного периода, представляют собой социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения дошкольного образования.
Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована ОП ДО
В учреждении функционирует 6 групп для детей раннего и дошкольного возраста, все 6 групп общеразвивающей направленности: 1 подготовительная группа, 1 старшая группа, 2 средние группы, , 1 II младшая группа и 1 I младшая группа.
Образовательная деятельность организована для воспитанников раннего возраста (1-3 года) и дошкольного (3-7 лет).
Прием детей и комплектование групп детьми осуществляется в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья, индивидуальными особенностями в соответствии с действующим законодательством.
Структура Программы соответствует ФГОС ДО (раздел II) и состоит из трех основных разделов (целевой, содержательный, организационный) и одного дополнительного, где дается краткая презентация Программы.
В каждом из разделов отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений в соответствии с требованиями и рекомендациями ФГОС ДО и ФОП ДО. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.
Целевой раздел |
Включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. Результаты освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров образования в раннем детстве, целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. В целевом разделе представлены подходы к проведению педагогической диагностики достижений планируемых результатов и значимые для разработки и реализации Программы характеристики — особенности развития детей. |
Содержательный раздел |
Включает задачи и содержание образовательной деятельности для всех возрастных групп по пяти образовательным областям. Также в разделе описаны: - Формы, способы, методы реализации программы; - Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик; - Способы поддержки детской инициативы; - Взаимодействие педагогического коллектива с семьями; - Коррекционно-развивающая работа; - Рабочая программа воспитания |
Организационный раздел |
В организационном разделе представлены: - Психолого-педагогические условия реализации Программы; - Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды; - Материально-техническое обеспечение Программы и обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания; - Примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации Программы; - Кадровое обеспечение; - Режим и распорядок дня в возрастных группах; - Календарный план воспитательной работы. |
Культура и образование — это симметричные макро- и микромиры, зеркально отражающие друг друга. Образование призвано быть проводником в мир культуры, обеспечивать формирование основ ценностного отношения ребенка к окружающему миру, к самому себе, овладение элементарными культуросообразными способами деятельности и нормами культуры. Важным компонентом культуры и аспектом формирования личности человека является воспитание культуры личной безопасности. Необходимо отметить, что культура как социальное явление возникла именно как фактор выживания первобытного общества и древнего человека, то есть ей изначально присуща защитная функция. Можно сказать, что культура в широком смысле является культурой безопасности, поскольку одна из основных функций культуры — защита человека и общества. Значительную роль в реализации данной функции играет образование. К. Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей». Таким образом, приобщение к культуре безопасности как компоненту общей культуры является необходимой и важной составляющей социализации ребенка. Дошкольный возраст благоприятен и очень важен для воспитания у детей новых личностных качеств, для освоения ими опыта безопасного поведения.
В современной научной и методической литературе используются различные термины для обозначения процесса подготовки ребенка к предупреждению и преодолению опасных ситуаций: «обучение основам безопасности жизнедеятельности», «процесс подготовки к выживанию», «навыки безопасного поведения», «личность безопасного типа», «культура личной безопасности», «культура безопасности» и другие. Взаимосвязь данных понятий можно охарактеризовать следующим образом: понятие «формирование личности безопасного типа» фиксирует широкий социальный аспект формирования готовности человека к предупреждению и преодолению опасных ситуаций, воспитание культуры безопасности является педагогическим компонентом данного процесса [26]. Понятия «обучение основам безопасности жизнедеятельности» и «подготовка к безопасному поведению» обозначают более частные явления, связанные соответственно с «воспитанием культуры личной безопасности в целенаправленном учебном процессе» и методическими аспектами обучения.
Воспитание культуры безопасности является педагогической составляющей процесса формирования адаптивной личности, поэтому понятие «культура безопасности» может быть положено в основу построения образовательного процесса в детском саду, нацеленного на формирование у воспитанников
готовности к предупреждению и преодолению опасных ситуаций.
Изучение различных аспектов формирования культуры безопасности у дошкольников показывает, что содержание образования должно быть изоморфно
содержанию и структуре данного компонента культуры и включать:
" воспитание мотивации к безопасности;
" формирование системы знаний об источниках опасности, опасных ситуациях и средствах их предупреждения и преодоления;
" формирование компетенций безопасного поведения;
" формирование физической готовности к преодолению опасных ситуаций;
" формирование готовности к эстетическому восприятию и оценке действительности;
" формирование психологической готовности к безопасному поведению;
" воспитание личностных качеств, способствующих предупреждению и преодолению опасных ситуаций.
Современные представления о сущности культуры безопасности и подходах к ее формированию, принципы дошкольного образования, отраженные
в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), задачи системы образования в целом определяют цели и задачи реализации парциальной программы.
Цель программы — формирование у дошкольников основ культуры безопасности, определяющих возможность полноценного развития различных
форм личностной активности детей, их самостоятельности, творчества во всех видах детской деятельности, способность самостоятельно и безопасно дей-
ствовать в повседневной жизни (в быту, на природе, на улице и т. д.), неординарных и опасных ситуациях, находить ответы на актуальные вопросы соб-
ственной безопасности.
Задачи реализации программы:
• обеспечение овладения ребенком основными культурными способами безопасного осуществления различных видов деятельности, формирование умений, навыков, компетенций, необходимых для определения тактики безопасного поведения в различных ситуациях, развитие способности выбирать себе
род занятий с учетом соблюдения норм безопасного поведения;
• формирование представлений о своем статусе, правах и обязанностях, семейных взаимоотношениях, некоторых источниках опасности, видах опасных ситуаций, причинах их возникновения в быту, социуме, природе, современной информационной среде;
• развитие мотивации к безопасной деятельности, способности осуществлять саморегуляцию, оценивать свою деятельность с точки зрения ее безопасности для себя и окружающих, соответствия требованиям со стороны взрослых, первичным ценностным представлениям, элементарным общепринятым нормам;
• развитие воображения, прогностических способностей, формирование умения предвидеть возникновение потенциально опасных ситуаций, их воз-
можные последствия, различать игровую (виртуальную) и реальную ситуации;
• развитие коммуникативных способностей, помощь в овладении конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми, навыками выбора тактики и стиля общения в зависимости от ситуации;
• формирование умения применять освоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), преобразовывать способы решения задач (проблем) в соответствии с особенностями ситуации (выявлять источник опасности, определять категорию опасной ситуации, выбирать программу действий на основе освоенных ранее моделей поведения);
• формирование основных физических качеств, двигательных умений, определяющих возможность выхода из опасных ситуаций;
• формирование начала психологической готовности к осуществлению безопасной жизнедеятельности;
• формирование готовности к эстетическому восприятию и оценке действительности.
Развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с окружающим миром становится возможным, если его активность реализуется как поисковая, а познавательная деятельность имеет исследовательский характер, т.е. выступает позна-
вательно-исследовательской. Данная деятельность в совокупности ее разновидностей (экспериментирование, исследование, моделирование,
проектирование, преобразование и др.) способна мобилизовать творческие силы дошкольников в познании реальности, раскрытии ее связей, отношений, закономерностей, освоении средств познания, проявлении самостоятельности, а также в преобразовании познавательного опыта.
Организация познавательно-исследовательской деятельности детей, и прежде всего экспериментирования, способствует изменению
характера формируемых представлений, позволяет ребенку занять активную позицию в познании окружающей действительности, про-
явить инициативу и самостоятельность, став субъектом этого процесса. Поисковый характер действий в познавательно-исследовательской
деятельности приводит к тому, что дети самостоятельно «открывают» и преобразуют знания, выступая в роли исследователей, творцов, а не получают знания в готовом виде.
Программа «Ребенок в мире поиска» носит инновационный характер, соответствует требованиям ФГОС ДО, основывается на резуль-
татах исследований О.В. Дыбиной, В.В. Щетининой и обобщении экспериментальной работы по организации познавательно-иссле-
довательской деятельности детей на базе д/с № 140 «Златовласка» аНО ДО «Планета детства “Лада”» (г. Тольятти). В ней отражен опыт работы по программе Т.и. Бартошевич и Н.П. Рахмановой.
В программе представлены основные ориентиры развивающей работы с дошкольниками по ознакомлению с окружающим миром в ходе
познавательно-исследовательской деятельности, дана развернутая характеристика объектов познания и представлений о них, определяющих
содержание познавательно-исследовательской деятельности детей.
Образовательные задачи по формированию у детей опыта познавательно-исследовательской деятельности представлены двумя блока-
ми: 1) информационный; 2) деятельностный. Это позволяет целостно представить содержание образовательной работы педагога с детьми
по познавательному развитию в ходе познавательно-исследовательской деятельности (в рамках представленных дидактических единиц).
Цель программы — создание условий для развития опыта познавательно-исследовательской деятельности детей 3—7 лет как основы
интеллектуально-личностного, творческого развития.
Задачи программы:
— развивать предпосылки к диалектическому мышлению, т.е. способности познавать окружающий мир в развитии, видеть
многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, исследовательские способности, творческое воображение,
ценностное отношение к миру;
— обеспечивать освоение детьми основ культуры познания, накопление опыта использования освоенных средств и способов
познания при решении поисковых задач;
— расширять перспективы познавательно-исследовательской деятельности детей путем освоения различных действий
(мыслительных, моделирующих, экспериментальных, исследовательских, преобразующих) и включения их в процесс
решения поисковых задач;
— формировать познавательные активность и самостоятельность, представления, определяющие целостную картину мира.