Чему обучают ребёнка в детском саду

Образовательная прорамма ДО МБДОУ д/с № 11 "Лучик"
|
0,8 Мб
Скачать
Автор: Педагогичческий коллектив МБДОУ д/с № 11 "Лучик"

Программа разрабатывается, утверждается и реализуется в дошкольном образовательном учреждении:

В соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) – Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г № 1155 (ред. от 08.112.2022) https://fgos.ru/fgos/fgos-do;

В соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования (ФОП ДО) – Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044

Цель Программы Разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом  возрастных  и  индивидуальных  особенностей  на  основе духовно-нравственных  ценностей  российского  народа, исторических и национально-культурных традиций.

            Задачи Программы:

  • Обеспечить единое содержание ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
  • Приобщить  детей  к  базовым  ценностям  российского  народа  —  жизнь,  достоинство,  права  и  свободы  человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память  и  преемственность  поколений,  единство  народов  России,  создание  условий  для  формирования  ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
  • Структурировать  содержание  образовательной  деятельности  на  основе  учета  возрастных  и  индивидуальных особенностей развития;
  • Создать условия для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
  • Обеспечить  охрану  и  укрепление  физического  и  психического  здоровья  детей,  в  том  числе  их  эмоционального благополучия;
  • Обеспечить  развитие  физических,  личностных,  нравственных  качеств  и  основ  патриотизма,  интеллектуальных  и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
  • Обеспечить  психолого-педагогическую  поддержку  семьи  и  повышение  компетентности  родителей  в  вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
  • Обеспечить  достижение  детьми  на  этапе  завершения  ДО  уровня  развития,  необходимого  и  достаточного  для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.

Целевые ориентиры

Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, для каждого возрастного периода, представляют собой социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения дошкольного образования.

Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована ОП ДО

В учреждении функционирует 6 групп для детей раннего и дошкольного возраста, все 6 групп общеразвивающей направленности: 1 подготовительная группа, 1 старшая группа, 2 средние группы, , 1  II младшая группа и 1 I младшая группа.

Образовательная деятельность организована для воспитанников раннего возраста (1-3 года) и дошкольного (3-7 лет).

Прием детей и комплектование групп детьми осуществляется в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья, индивидуальными особенностями в соответствии с действующим законодательством.

Структура Программы соответствует ФГОС ДО  (раздел II) и состоит из трех основных разделов (целевой, содержательный, организационный) и одного дополнительного, где дается краткая презентация Программы.

В каждом из разделов отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений в соответствии с требованиями и рекомендациями ФГОС ДО и ФОП ДО. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.

Целевой раздел

Включает  в  себя  пояснительную  записку  и  планируемые  результаты  освоения  программы.  Результаты  освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров образования в раннем детстве, целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. В целевом разделе представлены подходы к проведению педагогической диагностики достижений планируемых результатов и значимые для разработки и реализации Программы характеристики — особенности развития детей.

Содержательный раздел

Включает задачи и содержание образовательной деятельности для всех возрастных групп по пяти образовательным областям. Также в разделе описаны:

- Формы, способы, методы реализации программы;

- Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;

- Способы поддержки детской инициативы;

- Взаимодействие педагогического коллектива с семьями;

- Коррекционно-развивающая работа;

- Рабочая программа воспитания

Организационный раздел

В организационном разделе представлены:

- Психолого-педагогические условия реализации Программы;

- Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;

- Материально-техническое  обеспечение  Программы  и  обеспеченность  методическими  материалами  и  средствами обучения и воспитания;

- Примерный  перечень  литературных,  музыкальных,  художественных,  анимационных  произведений  для  реализации Программы;

- Кадровое обеспечение;

- Режим и распорядок дня в возрастных группах;

- Календарный план воспитательной работы.

«Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. Парциальная программа»
|
0,7 Мб
Скачать
Автор: Л.Л. Тимофеева

Культура и образование — это симметричные макро- и микромиры, зеркально отражающие друг друга. Образование призвано быть проводником в мир культуры, обеспечивать формирование основ ценностного отношения ребенка к окружающему миру, к самому себе, овладение элементарными культуросообразными способами деятельности и нормами культуры. Важным компонентом культуры и аспектом формирования личности человека является воспитание культуры личной безопасности. Необходимо отметить, что культура как социальное явление возникла именно как фактор выживания первобытного общества и древнего человека, то есть ей изначально присуща защитная функция. Можно сказать, что культура в широком смысле является культурой безопасности, поскольку одна из основных функций культуры — защита человека и общества. Значительную роль в реализации данной функции играет образование. К. Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей». Таким образом, приобщение к культуре безопасности как компоненту общей культуры является необходимой и важной составляющей социализации ребенка. Дошкольный возраст благоприятен и очень важен для воспитания у детей новых личностных качеств, для освоения ими опыта безопасного поведения.
В современной научной и методической литературе используются различные термины для обозначения процесса подготовки ребенка к предупреждению и преодолению опасных ситуаций: «обучение основам безопасности жизнедеятельности», «процесс подготовки к выживанию», «навыки безопасного поведения», «личность безопасного типа», «культура личной безопасности», «культура безопасности» и другие. Взаимосвязь данных понятий можно охарактеризовать следующим образом: понятие «формирование личности безопасного типа» фиксирует широкий социальный аспект формирования готовности человека к предупреждению и преодолению опасных ситуаций, воспитание культуры безопасности является педагогическим компонентом данного процесса [26]. Понятия «обучение основам безопасности жизнедеятельности» и «подготовка к безопасному поведению» обозначают более частные явления, связанные соответственно с «воспитанием культуры личной безопасности в целенаправленном учебном процессе»  и методическими аспектами обучения.
Воспитание культуры безопасности является педагогической составляющей процесса формирования адаптивной личности, поэтому понятие «культура безопасности» может быть положено в основу построения образовательного процесса в детском саду, нацеленного на формирование у воспитанников
готовности к предупреждению и преодолению опасных ситуаций.
Изучение различных аспектов формирования культуры безопасности у дошкольников показывает, что содержание образования должно быть изоморфно
содержанию и структуре данного компонента культуры и включать:

" воспитание мотивации к безопасности;
" формирование системы знаний об источниках опасности, опасных ситуациях и средствах их предупреждения и преодоления;
" формирование компетенций безопасного поведения;
" формирование физической готовности к преодолению опасных ситуаций;
" формирование готовности к эстетическому восприятию и оценке действительности;
" формирование психологической готовности к безопасному поведению;
" воспитание личностных качеств, способствующих предупреждению и преодолению опасных ситуаций.
Современные представления о сущности культуры безопасности и подходах к ее формированию, принципы дошкольного образования, отраженные
в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), задачи системы образования в целом  определяют цели и задачи реализации парциальной программы.
Цель программы — формирование у дошкольников основ культуры безопасности, определяющих возможность полноценного развития различных
форм личностной активности детей, их самостоятельности, творчества во всех видах детской деятельности, способность самостоятельно и безопасно дей-
ствовать в повседневной жизни (в быту, на природе, на улице и т. д.), неординарных и опасных ситуациях, находить ответы на актуальные вопросы соб-
ственной безопасности.
Задачи реализации программы:
• обеспечение овладения ребенком основными культурными способами безопасного осуществления различных видов деятельности, формирование умений, навыков, компетенций, необходимых для определения тактики безопасного поведения в различных ситуациях, развитие способности выбирать себе
род занятий с учетом соблюдения норм безопасного поведения;
• формирование представлений о своем статусе, правах и обязанностях, семейных взаимоотношениях, некоторых источниках опасности, видах опасных ситуаций, причинах их возникновения в быту, социуме, природе, современной информационной среде;
• развитие мотивации к безопасной деятельности, способности осуществлять саморегуляцию, оценивать свою деятельность с точки зрения ее безопасности для себя и окружающих, соответствия требованиям со стороны взрослых, первичным ценностным представлениям, элементарным общепринятым нормам;
• развитие воображения, прогностических способностей, формирование умения предвидеть возникновение потенциально опасных ситуаций, их воз-
можные последствия, различать игровую (виртуальную) и реальную ситуации;
• развитие коммуникативных способностей, помощь в овладении конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми, навыками выбора тактики и стиля общения в зависимости от ситуации;
• формирование умения применять освоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), преобразовывать способы решения задач (проблем) в соответствии с особенностями ситуации (выявлять источник опасности, определять категорию опасной ситуации, выбирать программу действий на основе освоенных ранее моделей поведения);
• формирование основных физических качеств, двигательных умений, определяющих возможность выхода из опасных ситуаций;
• формирование начала психологической готовности к осуществлению безопасной жизнедеятельности;
• формирование готовности к эстетическому восприятию и оценке действительности.

«Ребенок в мире поиска. Программа по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»
|
1 Мб
Скачать
Автор: Под редакцией О.В. Дыбиной.

Развитие    способностей    и    творческого    потенциала    каждого    ребенка    как    субъекта    отношений    с    окружающим    миром    становится    возможным,    если    его    активность    реализуется    как    поисковая,    а    познавательная    деятельность    имеет    исследовательский    характер,    т.е.    выступает    позна-
вательно-исследовательской.    Данная    деятельность    в    совокупности    ее    разновидностей    (экспериментирование,    исследование,    моделирование,    
проектирование,    преобразование    и    др.)    способна    мобилизовать    творческие    силы    дошкольников    в    познании    реальности,    раскрытии    ее    связей,    отношений,    закономерностей,    освоении    средств    познания,    проявлении    самостоятельности,    а    также    в    преобразовании    познавательного    опыта.
Организация    познавательно-исследовательской    деятельности    детей,    и    прежде    всего    экспериментирования,    способствует    изменению    
характера    формируемых    представлений,    позволяет    ребенку    занять    активную    позицию    в    познании    окружающей    действительности,    про-
явить    инициативу    и    самостоятельность,    став    субъектом    этого    процесса.    Поисковый    характер    действий    в    познавательно-исследовательской    
деятельности    приводит    к    тому,    что    дети    самостоятельно    «открывают»    и    преобразуют    знания,    выступая    в    роли    исследователей,    творцов,    а    не    получают    знания    в    готовом    виде.
Программа    «Ребенок    в    мире    поиска»    носит    инновационный    характер,    соответствует    требованиям    ФГОС    ДО,    основывается    на    резуль-
татах    исследований    О.В.    Дыбиной,    В.В.    Щетининой    и    обобщении    экспериментальной    работы    по    организации    познавательно-иссле-
довательской    деятельности    детей    на    базе    д/с    №    140    «Златовласка»    аНО    ДО    «Планета    детства    “Лада”»    (г.    Тольятти).    В    ней    отражен    опыт    работы    по    программе    Т.и.    Бартошевич    и    Н.П.    Рахмановой.
В    программе    представлены    основные    ориентиры    развивающей    работы    с    дошкольниками    по    ознакомлению    с    окружающим    миром    в    ходе    
познавательно-исследовательской    деятельности,    дана    развернутая    характеристика    объектов    познания    и    представлений    о    них,    определяющих    
содержание    познавательно-исследовательской    деятельности    детей.
Образовательные    задачи    по    формированию    у    детей    опыта    познавательно-исследовательской    деятельности    представлены    двумя    блока-
ми:    1)    информационный;    2)    деятельностный.    Это    позволяет    целостно    представить    содержание    образовательной    работы    педагога    с    детьми    
по    познавательному    развитию    в    ходе    познавательно-исследовательской    деятельности    (в    рамках    представленных    дидактических    единиц).
Цель программы    —    создание    условий    для    развития    опыта    познавательно-исследовательской    деятельности    детей    3—7    лет    как    основы    
интеллектуально-личностного,    творческого    развития.
Задачи программы:
—    развивать    предпосылки    к    диалектическому    мышлению,    т.е.    способности    познавать    окружающий    мир    в    развитии,    видеть    
многообразие    мира    в    системе    взаимосвязей    и    взаимозависимостей,    исследовательские    способности,    творческое    воображение,    
ценностное    отношение    к    миру;
—    обеспечивать    освоение    детьми    основ    культуры    познания,    накопление    опыта    использования    освоенных    средств    и    способов    
познания    при    решении    поисковых    задач;
—    расширять    перспективы    познавательно-исследовательской    деятельности    детей    путем    освоения    различных    действий    
(мыслительных,    моделирующих,    экспериментальных,    исследовательских,    преобразующих)    и    включения    их    в    процесс    
решения    поисковых    задач;
—    формировать    познавательные    активность    и    самостоятельность,    представления,    определяющие    целостную    картину    мира.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie